Занимательные факты из истории русской бани на рубеже XVII-XVIII вв.
Значение бани на Руси
Издавна баня имела очень большое значение для русского человека. Посещение бани было связано не только с соображениями гигиены и попытками укрепить здоровье, но и имело определённую эстетическую подоплёку, подкреплённую многовековыми традициями.
1733 год на Руси ознаменовался началом строительства лечебных бань. В таких банях существовал строгий запрет на распитие и хранение спиртных напитков.
Обряд с покойником в бане
Обмывание умершего в скандинавских и русских банях, является старинным обрядом, который непосредственно связан со славянскими национальными обычаями и обычаями прочих народностей. В частности на Руси данный обряд исполнялся еще с языческих времен. Провожая усопшего в последний путь, на Руси при имеющейся возможности он обмывался в бане. Далее он соборовался и облачался в новые специальные одежды. Причитали и одевали, голосили и выли. Плач по усопшему не является обычным истерическим припадком, а скорее печальная песня души лишения и потери. Авторами данных плачей были девушки и девушки, не способные сдерживать плачь в груди, таким образом нараспев выражали собственную скорбь в песенной форме.
Семь радостей — это банный термин, который непосредственно связан с банным русским обычаем, когда банщик или же пространщик предлагает посетителю ногти на ногах остричь, в тазу ноги помочить, протереть простыней, растереть мочалкой, дать духу хлебного, побаловать веником, положить на диванчик и кваском или же пивком услужить.
Сидеть на мехах
В число народных обычаев древности, которые существовали и в боярских, и в царских, и в княжеских домах, входило мытье в бане после свадьбы и накануне её, обустройство для молодоженов постели на снопах ржи и на мехах сидение молодых. Банное мытье подразумевало чистоты супружеского ложа, сон или же сидение на снопах — прибыль в жилище, а сидение на мехах, естественно, предполагало богатство. Расположение молодых на мехах лисицы, соболя или же куницы, является отголоском обычаев норманнских народностей.
Гостевая баня
У множества народностей мира, а в особенности на Руси, предложение для гостя протопить баньку, является делом, подчеркивающим гостеприимство. Хозяин и гость, попарившись, расслаблялись. Обнаженность в бане располагала к расположению и доверительности. В нынешнее время такое понятие, как гостевая баня, также находит свое применение при ведении переговорных процессов и заключения договорных отношений.
Издавна баня имела очень большое значение для русского человека. Посещение бани было связано не только с соображениями гигиены и попытками укрепить здоровье, но и имело определённую эстетическую подоплёку, подкреплённую многовековыми традициями.
С баней было связано множество обрядов, праздников и просто бытовых ситуаций. Поход в баню сопровождался обязательными процедурами. Так, например, перед тем, как человек заходил внутрь сауны, ему полагалась редька, а после выполнения процедур – стакан кваса, если одолеет жажда. Большое значение придавалось использованию трав, особенно мяты, которая, как известно, успокаивала и способствовала лучшему расслаблению. Её не только клали в квас, но и покрывали ей лавки в парной. Дополнительный приятный аромат создавали берёзовые веники, которые также в изобилии находились в русской бане.
Свадебные банные обряды. Разделение бани
Вплоть до XVIII века на Руси существовал интересный обряд, связанный со свадьбой и с посещением бани. Перед венчанием жених обязательно должен был посетить баню, а после брачной ночи новоиспечённые супруги уже вдвоём совершали банный визит.
Свадебные банные обряды. Разделение бани
Вплоть до XVIII века на Руси существовал интересный обряд, связанный со свадьбой и с посещением бани. Перед венчанием жених обязательно должен был посетить баню, а после брачной ночи новоиспечённые супруги уже вдвоём совершали банный визит.
Своеобразным благословлением от родителей невесты служило приготовление каравая, который назывался «банником». Молодым дарили этот каравай, двух жареных птиц и два столовых набора, зашитых в скатерть. Когда супруги выходили из бани, сваха преподносила им этот комплект.
Считалось, что баня «смывала» людские грехи.В то время практически любой человек, у которого в пользовании находился участок земли, мог позволить себе построить там баню. В XVII веке даже был издан специальный указ, в котором было указано допустимое расстояние от жилого помещения, то есть дома, до предполагаемого места, где человек хотел установить баню. Благодаря этому указу должна была повыситься безопасность. Кстати, что интересно, разделены «по половому признаку» были только общие бани, а вот в домашних условиях мужчины и женщины мылись все вместе, безо всяких неудобств и смущений. В 1734 году был издан ещё один указ, запрещавший совместное мытьё и регламентировавший чёткое разделение женской и мужской половин в русской бане.
1733 год на Руси ознаменовался началом строительства лечебных бань. В таких банях существовал строгий запрет на распитие и хранение спиртных напитков.
Обряд с покойником в бане
Обмывание умершего в скандинавских и русских банях, является старинным обрядом, который непосредственно связан со славянскими национальными обычаями и обычаями прочих народностей. В частности на Руси данный обряд исполнялся еще с языческих времен. Провожая усопшего в последний путь, на Руси при имеющейся возможности он обмывался в бане. Далее он соборовался и облачался в новые специальные одежды. Причитали и одевали, голосили и выли. Плач по усопшему не является обычным истерическим припадком, а скорее печальная песня души лишения и потери. Авторами данных плачей были девушки и девушки, не способные сдерживать плачь в груди, таким образом нараспев выражали собственную скорбь в песенной форме.
О горе горькая, остаюсь-то я, Старым я старешенька, одна и одинешенька. Изможенья мне работать нет, Нет у меня племени-роду, Думу-думати мне не с кем, молвити слово мне не с кем: Милова ладушки (супруга) нету меня.
Далее усопшего укладывали в гроб, покрывали саваном и уносили в церковь, если действо происходило в деревне. Если же всё происходило в селе, покойник отпевался дома.Семь радостей — это банный термин, который непосредственно связан с банным русским обычаем, когда банщик или же пространщик предлагает посетителю ногти на ногах остричь, в тазу ноги помочить, протереть простыней, растереть мочалкой, дать духу хлебного, побаловать веником, положить на диванчик и кваском или же пивком услужить.
Сидеть на мехах
В число народных обычаев древности, которые существовали и в боярских, и в царских, и в княжеских домах, входило мытье в бане после свадьбы и накануне её, обустройство для молодоженов постели на снопах ржи и на мехах сидение молодых. Банное мытье подразумевало чистоты супружеского ложа, сон или же сидение на снопах — прибыль в жилище, а сидение на мехах, естественно, предполагало богатство. Расположение молодых на мехах лисицы, соболя или же куницы, является отголоском обычаев норманнских народностей.
Гостевая баня
У множества народностей мира, а в особенности на Руси, предложение для гостя протопить баньку, является делом, подчеркивающим гостеприимство. Хозяин и гость, попарившись, расслаблялись. Обнаженность в бане располагала к расположению и доверительности. В нынешнее время такое понятие, как гостевая баня, также находит свое применение при ведении переговорных процессов и заключения договорных отношений.
Просмотров:
6457